Кросс-пост из моего Facebook & Instagram от 17 декабря 2017
ОБ АВИАЦИИ С ВРАЧОМ...ГИНЕКОЛОГОМ
Не, к гинекологу я не ходил ввиду отсутствия у меня предмета его профессионального интереса, но это меня не спасло... гинеколог пришёл ко мне сегодня сам. В инстаграм. Подписался и в личку написал, что есть ко мне профессиональный интерес. Я, конечно, испугался, но доктор сказал, что бояться не надо, он только посмотрит. И сразу поставил диагноз: мы, пилоты, тяжело больны атрофией профессиональных навыков на фоне бесконтрольного приёма препаратов самолётной автоматики и как пилоты мы уже мертвы. Доктор сказал в морг- значит в морг. ????
Я, конечно, немного ёрничаю, т.к. подобные суждения обычно свойственны
воинствующим диванным спецам, изучающим современную авиацию по статьям из life news и рассказам "бывалых командёров", и объяснять им что-то бесполезно, ибо они слишком ценят пространство собственного мнения и дальше него видеть не хотят. Но часто жертвами чьего-то некомпетентного мнения становятся и вполне вот образованные, мыслящие люди, как и этот доктор. И я подумал, что почему бы и не объяснить
Я, говоря на близком человеку в белом халате языке, напомнил ему, что и медицина ведь тоже не стоит на месте и появилось много современных технологий, например, эндоскопическая или роботизированная хирургия, много новых методов лечения и современная аппаратно-техническая база, но это же не означает, что нынешние врачи утратили свои профессиональные навыки! Напротив (думаю любой врач согласится), что сегодня он должен знать и уметь гораздо больше, нежели раньше!
Врачи! Если не прав- поправьте
Так всё-таки, откуда же взялось противоположное мнение о пилотах
Конечно, дым сей возник не без огня Действительно, какое-то время назад, в т.ч. на уровне ИКАО, в мире отмечалась тенденция излишего увлечения автоматикой в авиации- авиакомпании, обрадовавшиеся высокой степени автоматизации новых самолетов, начали уж слишком широко её использовать где надо и где не надо, что и приводило к некоторой утрате пилотами навыков ручного пилотирования. И хотя в реале проблема не была уж столь критичной и активно исправляется, сию "сенсацию" тут же подхватили журналисты и, как обычно, не особо разбираясь, раздули проблему до вселенского масштаба, а вслед за ними эстафету подхватили и всевозможные диванные эксперты. При этом и те, и другие, услышав словосочетание "высокая автоматизация", тут же сравнили современные самолеты со своими айфонами, наивно посчитав, что те не сложнее и никакой особой квалификации для управления этой летающей штуковиной не требуется. А с недавнего времени многие из них даже помчались в ТРЦ "Ривьера", где любой желающий может порулить "почти настоящим" Airbus A320 или Boeing 737. Кстати, то что стоит в Ривьере, ни разу не является настоящим полнопилотажным тренажером, на котором тренируются реал пайлоты- это лишь его упрощённая самодельная копия, по поведению не очень похожая на настоящий А320 или В737, но таки хорошая игрушка для желающих, так сказать, приобщиться к прекрасному. Но не более.
Если говорить серьезно, то, несмотря на высокую степень автоматизации, современные воздушные суда гораздо сложнее тех, на которых летали раньше и требуют они как раз не меньшей, а гораздо большей квалификации пилота. Ведь высокая степень автоматизации отнюдь не отменяет навыков пилота- она лишь снижает рабочую нагрузку на экипаж и повышает безопасность в различных условиях полета, снижая риски совершения человеком (пилотом) ошибки. Но при этом ЛЮБОЙ автоматизированный на воздушном судне процесс надежен и безопасен ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА РАБОТАЕТ В СПАРКЕ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ РАЗУМОМ, т.к. даже современная автоматика не умеет принимать решения- она лишь подчиняется командам пилота.
Поэтому, как и врачу, пилоту сегодня знать и уметь нужно гораздо больше, если, конечно, он хочет летать безопасно, возвращая себя и пассажиров на землю в том виде, в котором они сели в самолет.
Необходимы как технические навыки (technical skills), т.к. ручного пилотирования никто и нигде не отменял, даже при излишне "переавтоматизированной" политике автоматизации ряда авиакомпаний, так и серьезные не-технические знания (non- technical skills, сокращенно принято- NOTECH или NTS).
☡☡Как и раньше, сегодня ЛЮБОЙ ПИЛОТ, независимо от того, на каком воздушном судне он летает, ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПИЛОТИРОВАТЬ РУКАМИ. И точка. Это бэкграунд. Такой же, как для врача знание анатомии. Без него пилот не является пилотом. И это требует ЛЮБАЯ авиакомпания- ни одна не возьмёт на работу специалиста, не обладающего этим бэкграундом в необходимой мере. А как пилот высокоавтоматизированного воздушного судна, он при этом ДОЛЖЕН ещё и УМЕТЬ УПРАВЛЯТЬ ИМ НА ЛЮБОМ УРОВНЕ АВТОМАТИЗАЦИИ. Конечно, кто-то пилотирует чуть лучше, кто-то чуть хуже, но все так или иначе соответствуют той планке, которая позволяет руками совершить полет из точки А в точку В. Кстати, пилотировать руками не так уж и сложно и подавляющее большинство рано или поздно этому учится- ведь даже медведя можно научить ездить на мотоцикле
И если уж говорить о проблемах профессионализма пилотов, а применительно к РФ особенно, то их гораздо больше как раз не с technikal skills, а с NOTECH. А именно: со знанием Правил и основных авиационных дисциплин,
CRM (Crew Resource Management), c соблюдением SOP (Standart Operation Procedure), c навыками взаимоконтроля, c умением донести информацию до коллеги, c умением прогнозировать, анализировать и т.д. и т.п.
☡А БЕЗ NOTECH, ДАЖЕ УМЕЮЩИЙ ПРЕКРАСНО ПИЛОТИРОВАТЬ РУКАМИ ПИЛОТ, НЕ МОЖЕТ ЛЕТАТЬ БЕЗОПАСНО☡
Так что, говоря о каком-то не-профессионализме нынешних пилотов, то именно NOTECH является серьезной проблемой. Причины этого? Их много, начиная от не отвечающей современным требованиям подготовки в этой сфере в наших летных ВУЗах и ССУЗах и заканчивая оставляющей желать лучшего работой с летным составом в ряде самих авиакомпаний. Но, главное, недооценка важности NOTECH самими пилотами, а отсюда и нежелание вникать и изучать их на должном уровне.
Изменено: 30.04.2019, 21:03
Спасибо, интересная статья.
Админ
12.01.2019, 23:52