Кросс-пост из моего Facebook & Instagram от 24 октября 2018
Пост по следам пары писем в дорогую редакцию от поклонниц моего инста-творчества о том, сможет ли посадить самолет не-пилот, в случае если оба пилота по каким-либо причинам окажутся не в состоянии управлять самолетом. ⠀
⠀
Начнем с того, что трудно представить ситуацию, когда ОБА пилота взяли и одновременно померли. Да, история знает случаи, когда кому-то из пилотов становилось плохо, но при этом одного пилота вполне достаточно для безопасного завершения полета. А чтобы оба пилота разом потеряли работоспособность- это почти невероятный сценарий. ⠀
⠀
Ну, а если все-таки его представить, то сможет ли не-пилот посадить самолет? ⠀
⠀
Тут многие девушки, конечно, вспомнят ролики на youtube, где стюардесса на тренажере, получая команды с земли, уверенно управляла автоматикой и, будучи железобетонно спокойной, посадила самолет. Мужская же часть, судя по их коментариям в инете, искренне считающая, что они лучше любого пилота знают как управлять самолетом, вспомнят свои ежевечерние полетушки в Microsoft Flight Simulator, где они с чашкой кофе в одной руке и китайским штурвалом в другой, мастерски сажают любой Boeing в условиях, выходящих за рамки всех мыслимых ограничений. Ну, а кое-то даже поставит в пример свои походы в TFT-aero, где они на "настоящем тренажере, на котором тренируются реал-пайлоты" легко и непринужденно сажали самолет, сделав выводы, "что ничего сложного там нет". ⠀
⠀
Но давайте рассудим здраво.
Во-первых, ролики со стюардессой- 100% постановочные. Как ей заранее объясняли и показывали где и что накручивать и нажимать под те или иные команды, снимая затем много дублей, чтобы это выглядело красиво, естественно, осталось за кадром. Кстати, ни одна программа профподготовки стюардесс не предусматривает получения каких-либо навыков пилотирования. Подавляющее большинство стюардесс, оказавшись в кабине пилотов, не представляют себе что там и где расположено и как этим всем управлять в случае чего. ⠀
⠀
Во-вторых, полученные в Microsoft Flight Simulator и даже в TFT-aero навыки не сильно вам помогут. Не стоит сравнивать компьютерную игрушку и настоящий самолет, а в случае с TFT-aero не стоит полагать, что вы пилотировали настоящий Full Flight Simulator (FFS) на котором тренируются реальные пилоты- это лишь упрощенная его копия, по поведению не очень похожая ни на настоящий самолет, ни даже на настоящий FFS. ⠀
⠀
Но самое главное, что все эти полетушки с моделированием экстремальных ситуаций проводились на тренажерах в спокойной обстановке при отсутствии стресса, который неизбежно будет у вас в РЕАЛЬНОЙ ситуации, когда нужно будет безопасно вернуть на землю напичканную сложнейшим оборудованием многотонную машину несущуюся со скоростью чуть меньше 1000 км/час с сотнями живых душ за спиной. Легко представлять себя героем в компьютерной игре или, почитывая интернет, считать современных пилотов "компьютерными мальчиками", перманентно на разных форумах споря с нами о том, в чем вы, скажем честно, разбираетесь мягко говоря очень поверхностно. Так что, друзья мои, психологический аспект будет очень серьезным фактором и наивно полагать, что вы сумеете сохранить спокойствие в этой ситуации и четко выполнять все указания. Реальность окажется намного сложнее, просто поверьте. ⠀
Преставьте себе РЕАЛЬНУЮ картину, когда вам нужно безопасно вернуть на землю НАСТОЯЩИЙ самолет с несколькими сотнями настоящих живых людей. Вот вы оказались в кабине, каким-то образом разобрались с радиосвязью и с земли начали получать указания, где и как накрутить нужные циферки, где и какие кнопочки нажать. Сценарий ручного пилотирования, мы, понятное дело, вообще не рассматриваем- вы получаете указания лишь по управлению автоматикой. Но где гарантия, что из всего многообразия кнопочек и крутилок перед глазами, в условиях сильного стресса вы не перепутаете кнопочки и покрутите именно те ручечки, установив именно в том окошечке именно те циферки, которые вам сказали? Ошибаются иногда даже реальные пилоты, в ситуациях с гораздо меньшей нагрузкой! Например, сколько раз бывало, что пилот в запарке накрутил, допустим, не те циферки курса. А уж человек неподготовленный и неожидавший такого развития событий, впервые оказавшийся в кабине настоящего авиалайнера в условиях сильного стресса накосячит почти на 200%. И если пилот в таких случаях еще может вовремя заметить ошибку коллеги, то вас контролировать будет некому. А многие из незамеченных из ошибок могут иметь в ряде случаев фатальные последствия! Конечно, даже реальный пилот, оставшись в кабине один, не застрахован от ошибки, но шансы ее допустить у профессионала, имеющего соответствующую подготовку, гораздо меньше, чем у человека неподготовленного, да еще и в условиях серьезной стрессовой нагрузки. ⠀
⠀
И это я описываю сценарий нормального полета в нормальных условиях, когда все работает и все функционирует. И молчу о том, что можно при всем при этом еще и столкнуться с какими-нибудь отказами техники или, например, со сдвигом ветра на заходе, где не будет времени на консультацию с землей и нужно применять действия по памяти, которые вы, конечно же, не знаете. ⠀
⠀
В общем, пилотирование авиалайнера профессионально неподготовленным человеком, даже на максимальных уровнях автоматизации, сродни тому, что если бы человек посмотрел в youtube видео операции на сердце, а потом, оказавшись в реальной операционной, попробовал бы, консультируясь с хирургом по телефону, самостоятельно провести эту операцию на живом человеке. ⠀
⠀
Но напуганным теперь аэрофобам следует все-таки помнить, что реально такой сценарий почти невероятен. Невероятен настолько, что всерьез об этом задумываться не стоит
Изменено: 06.05.2019, 18:09
Добавить комментарий (как гость)