Об усталости пилотов и как мы с этим боремся

Дата пуб.: 03.01.2019, 13:33

Автор: pilot_garry

Кросс-пост из моего Facebook & Instagram от 18 марта 2018
 

На днях дискутировал на fb об этом с Еленой Зотовой, автором книжки "Стюардесса международных авиалиний", высказавшей тезис о том, что сегодняшние максимальные нормы налета в РФ (90 час/мес., 900 час/год)- это работа на износ, в то время как при СССР нормы были 60 часов и они, в отличие от действующих норм, были научно обоснованным пределом, позволявшим организму восстановиться. А нынешние нормы налета- это основной фактор утомляемости. Так же считают и многие мои коллеги. Ок, давайте разберемся!

Во-первых отмечу, что специфика летной работы сегодня во всем мире такова, что нам действительно приходиться летать намного больше, чем раньше. И мы действительно устаем. Где-то летают больше, где-то меньше, но общая тенденция именно такова. 

Во-вторых отмечу, что какие бы меры не предпринимались, летая мы всегда будем уставать. Вопреки чаяниям аэрофобов, волшебного средства, позволяющего на 100% исключить утомляемость пилотов, нет. Однако мы можем существенно ее снизить!

В-третьих отмечу, что современные российские нормы тоже взялись не с потолка. Например, с этой целью можно почитать материалы National Transportation Safety Board (NTSB). 

В-четвертых отмечу, что утомляемость действительно серьезнейшая проблема- это один из самых опасных человеческих факторов по данным Всемирной Организации Здравоохранения (WHO). 

Но, в-пятых, (и это ключевое!) отмечу, что ИКАО давно установлено, что налет- далеко не основной фактор утомляемости, (основными являются правильный сон и биоритмы). Простое сокращение норм налета проблему не решает и требуется другой подход в управлении утомляемостью. 

Есть 2 подхода. Это устаревший Flight Time Limits (FTL), т.е. установка единых лимитов налета, и современный- Fatique Risk Management Systems (FRMS), т.е. Система Управления Рисками, связанными с Утомляемостью (СУРУ), введенная ИКАО в 2011 году в качестве стандарта для своих государств-членов, а РФ в их числе. 

В первом случае FTL устанавливаются госрегулятором (Минтрансом) едиными для всей отрасли, без учета эксплуатационного контекста конкретных авиакомпаний, а во втором FTL устанавливаются самими авиакомпаниями в своих FRMS (СУРУ) на научной основе с учетом собственного эксплуатационного контекста, многоуровневой стратегии и постоянного адаптивного процесса. 

В РФ сейчас действует 139-й приказ Минтранса от 21.11.2005 года, регламентирующий максимальные нормы налета для всей отрасли, который является ничем иным, как устаревшим FTL. 

И хотя ФАП 128 (Федеральные Авиационные Правила) не запрещают разрабатывать авиакомпаниям свои FRMS (СУРУ), но с 2011 года регулирующие их документы так и не созданы, хотя и соответствующее руководство по FRMS для регуляторов у ИКАО давно есть. Единственное требование- их соответствие 139-му приказу. И все. В отсутствие регулирующих документов немногие авиакомпании отважились сейчас создать свои СУРУ, ибо авиакомпаниям в нашем государстве традиционно с правовой точки зрения безопаснее жить хоть и по корявым и много чего не учитывающим, но государственным документам. И, конечно, чего греха таить, руководство многих авиакомпаний в РФ недооценивает важность корпоративного управления утомляемостью, не понимая, что усталый экипаж- это показатель сбоя системы управления компании. Так что, говорить в нашей стране о современном и грамотном подходе к управлению утомляемостью летных экипажей в большинстве авиакомпаний пока не приходится, увы. 
Это к тому, что утомляемость экипажей у нас, безусловно, есть, но дело не только и столько в налете часов как таковом. 

А теперь самое главное! Как бы там ни было, независимо от наличия FRMS в авиакомпании вообще, независимо от того, насколько имеющийся FRMS грамотно управляет утомляемостью, какие бы меры в виде планирования выходных по запросу и прочие полезные приятности там не содержались, прежде всего сам пилот несет персональную ответственность за собственный отдых в рамках предоставленного компанией времени и умение управлять ресурсами своего организма. Не претендуя на истину в последней инстанции, в следующий раз расскажу как организую свой отдых я и как это позволяет снизить утомляемость- может и вам что-то пригодится из этого. 
 

Тема: Жизнь и путешествия

Теги: #лётные_дневники #airplane #aircraft #airbus #a320 #airbusa320 #cockpits #crew #crewlife #instaplanе #aviation #aviationlovers #avgeek #avgeeks #instagramaviation #instaaviation #piloteyes #pilotview #pilotjob #самолет #самолеты #авиация #работа #пилот #глазамипилота #полет

Срок проставления оценок истек

Поделиться
Класснуть
Добавить комментарий


Сейчас на сайте


Всего на сайте: 0