Кросс-пост из моего Facebook & Instagram от 17 марта 2018
Нордвиндовский Boeing 737-800 с приподнятыми вверх законцовками крыла- винглетами (winglets). У моих любимых Airbus они тоже есть и принцип действия их один и тот же, но называются они шарклеты (sharklets), т.к. винглеты- запатентованное название Боинга и, чтобы не создавать проблем, Airbus придумал и запатентовал свое. И хотя винглеты/шарклеты ставятся уже давно, далеко не все знают для чего они нужны.
Рассказываю. Естественно, на примере семейства А320, но основные моменты относятся и к Boeing.
Подъемная сила образуется из-за разности давлений воздуха под и над крылом, но часть воздуха перетекает через край крыла из зоны высокого давления снизу в зону низкого давления сверху, образуя концевой вихрь. При этом тратится энергия движения, появляется индуктивное сопротивление, уменьшается эффективная площадь крыла и снижается его аэродинамическое качество.
А винглеты/шарклеты позволяют это минимизировать, тем самым улучшая аэродинамику. При этом шарклет у Airbus A320 сделан на 95% из композита и поэтому очень легкий- всего 40 кг!
Ставятся шарклеты опционально, т.е. как заказчик пожелает, плюс ими можно дооборудовать и имеющиеся в парке Airbus'ы. В моей сегодняшней компании Airbus'ов с шарклетами, увы, нет, но вот в прошлой я с ними много полетал.
С ними А320-й летает дальше и выше, самолет получает прирост в наборе высоты и у него на целых 3-4% выше топливная эффективность- а это немало! Правда, при этом он на метр больше в размахе крыла, поэтому и больше радиус разворота на земле и надо внимательнее на рулении, а в развороте в воздухе теряется больше подъемной силы, ну и с шарклетами появляются немного другие ограничения по дисбалансу топлива на взлете. Но это ерунда по сравнению с теми преимуществами, что дают шарклеты, так что штука очень полезная!
Есть у шарклетов еще и полезная функция на стробоскопах- под каждым стробоскопическим огнем расположен синий светодиод, который, начиная мигать, говорит о том, что лампу стробоскопа скоро нужно будет менять.
Вот такие они, эти шарклеты у нас
Кстати, интересно: винглеты/шарклеты являются обязательным требованием аэропорта Лондон-Сити к принимаемым самолетам!
Изменено: 06.05.2019, 16:59
Добавить комментарий (как гость)