Кросс-пост из моего Facebook & Instagram от 13 марта 2018
Слетали вчера рейс в Сочи. Обычный рейс, но особое внимание на предполетном брифинге уделил возможному сдвигу ветра на заходе- аэропорт Сочи как нельзя лучше подходит для этого опасного для нас явления.
Собственно, по всему миру аэропортов, где высоки риски попадания в сдвиг ветра, не счесть, но в Сочи на этот случай стоит маленькая, но очень интересная система, доступная далеко не в каждом даже зарубежном аэропорту. Но об этом ниже.
А пока маленький ликбез о том, что такое сдвиг ветра и чем он опасен. Это резкое изменение скорости и/или направление ветра в пространстве, включая восходящие и нисходящие потоки. Его вызывают такие явления как грозы, береговые и морские бризы, обтекание преобладающим потоком воздуха различных препятствий (например, гор), фронтальные системы и струйные течения на малых высотах. И сдвиг ветра ЕСТЬ ВСЕГДА И НА ВСЕХ ВЫСОТАХ, причем даже вне сферы воздействия способствующих факторов.
Но наибольшую опасность сдвиг ветра представляет для нас именно на малых высотах при взлете и заходе на посадку, когда у нас очень малые запасы по скорости, которая необходима для создания подъемной силы, а в результате попадания в сдвиг эта скорость может упасть ниже минимально допустимой и тогда самолет упадет.
На такой случай в наших эксплуатационных документах, содержатся в том числе 10 действий по памяти (memory items), целых 2 из которых посвящены сдвигу ветра- одно, что делать когда ты уже попал, а другое, как туда не попасть. Согласно описанию в Flight Crew Operation Manual (FCOM), знание и умение применять эти процедуры может потребоваться от нас внезапно и в любой момент, так что когда бортовая система нам выдает соответствующее предупреждение (которое еще и дублируется голосом синтетического парня)- мы четко знаем, что делать и отрабатываем это на КАЖДОЙ ТРЕНАЖЕРНОЙ СЕССИИ.
Ну, а теперь про ту самую техническую штуку в аэропорту Сочи. В 2013 году там установлена отечественная (!) система обнаружения маловысотного сдвига ветра LLWSAS (Low Level Wind Shear Alerting System), основным компонентом которой является лидарный ветровой профилометр ПЛВ-300.
Принцип действия ПЛВ-300 основан на том, что при распространении в атмосфере лазерного сигнала с известной частотой, происходит его рассеяние от содержащихся в атмосфере аэрозольных и молекулярных частиц, увлекаемых ветровым потоком, вызывающее изменение частоты отраженного сигнала, т.е. доплеровский сдвиг.
Таким образом, он позволяет определять вертикальную и горизонтальную компоненту скорости ветра, направление вектора скорости относительно севера, встречную и попутную составляющую скорости ветра относительно ВПП, вертикальный сдвиг ветра по продольной составляющей скорости ветра относительно направления ВПП и статистические данные турбулентности.
Естественно, LLWSAS имеет более широкие возможности определения сдвига ветра, нежели бортовые самолетные средства, и хотя она тоже не панацея, так как не существует на 100% эффективных систем определения сдвига ветра, но, тем не менее, ее наличие очень и очень сильно повышает безопасность полетов!
Изменено: 01.05.2019, 22:32
Добавить комментарий (как гость)