Кросс-пост из моего Facebook & Instagram от 18 сентября 2018
Ну что, дорогие мои аэрофобы и аэроманы, давненько не было у нас тут технофетиша, да? Тем более, опрос местного населения на вверенном мне участке показал, что народ хочет знать, как рулят самолёты на земле и что скрывают от нас правительства. Ну, убирайте как всегда от экранов малолетних женщин, беременных детей и слушайте. ⠀
⠀
Итак, за счет чего же ездят по бренной земле прекрасные железные птицы? ⠀
⠀
Специалисты по NL-бизнесу и прочие мамочки в декрете считают, что у нас там в колёсах есть моторчики. Другие же эксперты считают, что всё это враки, а самолет рулит за счёт этих, как их там... пропеллеров. ⠀
⠀
А истина, друзья мои, она как всегда где-то посредине⠀
⠀
Моторчики у нас на некоторых модификациях опционально действительно есть, но только служат они... для охлаждения тормозов. Ибо с вентилятором. А тормозульки охлаждать порой надо, ибо нагреться они могут более 300 градусов, особенно на длинных 321-х Airbus'ах, где эти моторчики с вентиляторами чаще всего и видел. На А318-х, 319-х и 320-x они, конечно, тоже встречаются, если заказчик щедро позолотил ручку концерну Airbus. ⠀
⠀
А так самолёт движется по земле, конечно же, за счет создаваемой двигателями тяги, если только его не буксируют, но это уже отдельная тема. ⠀
⠀
А кто рулит самолётом на земле? Тут всё зависит от правил авиакомпании- в одних считают, что рулить по аэродрому можно только капитанам, а, например, в нашей, где царит демократия и равноправие, решили, что нехай и второй пилот рулит, а ежели он в азарте чего и снесёт, то отверстие ВСУ расширим всё равно капитану. ⠀
⠀
А управляется самолет на земле за счет разворота носовой стойки шасси, поворачиваемой вправо/влево на 75 градусов с помощью тиллера- такой рукоятки, расположенной рядом с сайдстиками, которые в Airbus'ах заменяют штурвалы. ⠀
⠀
Однако разворотом носовой стойки можно управлять не только тиллером. Есть у нас для этого ещё и две педали- отклоняя их вправо или влево, носовое колесо можно повернуть на 6 градусов. Такой способ используется в основном на разбеге и пробеге, когда большие углы отклонения не нужны и даже опасны. При этом педалями ещё одновременно управляется и руль направления- отклоняемая плоскость на киле. ⠀
⠀
Вот пассажиры с задних рядов подсказывают мне, что на этом функция педалей не заканчивается и что они еще и тормозами служат, если не отклонять их, а нажать на них. А сами тормоза расположены на правом и левом основных шасси- это те, что под крыльями расположены и как раз на которые ставятся те самые моторчики с вентиляторами. Поскольку тормоза у нас два, для правого и левого шасси, педали, соответственно, тоже две и поэтому тормозить мы можем раздельно- либо правое шасси, либо левое. И за счёт этого раздельного управления тормозами самолет тоже может поворачивать. Нажимаем левую педаль- тормозит левое колесо шасси- самолёт поворачивает влево. Нажимаем правую- самолёт поворачивает вправо. ⠀
⠀
Кстати, автомобилисты тут спрашивали про самолётные тормозные колодки. Так вот, никаких тормозных колодок в самолете нет- только тормозные диски. Среди них есть подвижные, а есть неподвижные, соотношение и количество которых зависит от производителя тормоза. Вот эти неподвижные диски и есть аналог колодок. Диски прижимаются друг к другу поршнями гидравлических тормозных цилиндров и самолётка тормозит аки жеребец натянутыми поводьями. ⠀
⠀
Ну, а еще самолёт может поворачивать за счет разнотяга двигателей, которых у нас тоже два и, соответственно, в кокпите у нас есть два рычага управления ими. Даём бОльшую тягу правому двигателю- самолёт поворачивает влево, левому двигателю- самолёт поворачивает вправо. ⠀
В общем, как вы теперь знаете, самолётом управлять просто: вот так направо, вот так-налево. И напоследок самое главное: если вдруг нажимая педальки, пилот вашего самолета забудет, как разобщить руль направления и управление передней стойкой шасси, вы не стесняйтесь ему напомнить, что для этого на тиллерах есть волшебная кнопочка Pedal Disc, нажав на которую все проблемы будут решены.
Изменено: 06.05.2019, 17:50
Добавить комментарий (как гость)