Пилот гражданской авиации: сугубо ли это техническая профессия или все-таки не совсем? Давайте разберемся!

Дата пуб.: 03.01.2019, 14:45

Автор: pilot_garry

Кросс-пост из моего Facebook & Instagram от 20 июля 2018

Часто слышу мнение о том, что пилот- это сугубо техническая профессия и людям далеким от технического склада мышления делать в ней нечего. Однако для многих будет откровением, но работа пилота- это и большой объем не-технических навыков и знаний. Конечно, без технических знаний и навыков не обойтись и они также важны, как и не-технические, но о них мы поговорим в отдельном посте, а сегодня мы расскажем о том, какими же не-техническими навыками должен обладать Пилот Безопасный. ⠀

Сегодня у нас есть общепринятые критерии их оценки, которые разработаны американцами еще 20 лет назад и состоят они из 4 пунктов: ⠀

Cooperation- навыки кооперации и взаимодействия; ⠀

Leadership and Management- навыки лидерства и управления; ⠀

Situational Awareness- навыки ситуационной осведомленности; ⠀

Decision Making- навыки принятия решений. ⠀

Что подразумевается под навыками кооперации и взаимодействия? ⠀

Это умение создавать и сохранять команду. Необходимо уметь поддерживать такую рабочую атмосферу в экипаже, где поощряется свободное обсуждение и участием в этом его членов, выражение коллегами собственного мнения и принятие отзывов, но при этом не допускать стремления членов экипажа к "соревнованию" между собой; ⠀

Это умение учитывать мнение своего коллеги. Даже в случае несогласия необходимо принимать во внимание его мнения и/или предложения, учитывать его психофизическое состояние и уметь поддерживать обратную связь; ⠀

Это умение оказывать помощь и поддержку своему коллеге в сложных ситуациях, а при необходимости и самому активно предлагать помощь; ⠀

Это умение решать конфликтные ситуации, сохраняя при этом спокойствие и доброжелательную атмосферу в кокпите, концентрируясь не на том, кто сейчас прав, а на том, как сделать правильно. ⠀

Что подразумевается под навыками лидерства и управления? ⠀

Это использование авторитета/ ассертивности, то есть умения высказывать и настаивать на своем мнении, при этом не принижая и принимая в расчет мнение других членов команды. Необходимо уметь грамотно обосновать собственную позицию, брать инициативу на себя, уметь обеспечить участие коллеги в выполнении задачи, плюс быть готовым взять командование, когда того требует ситуация. Кроме того, необходимо уметь проявлять и наставнические качества и уметь мотивировать коллег, в том числе благодарностью за выполненную работу, подсказки и высказанные замечания; ⠀

Это обеспечение и поддержание работы в соответствии с принятыми Стандартами. Необходимо уметь обеспечить соблюдение в экипаже Стандартных Операционных Процедур (SOP) и активное вмешиваться, когда допускаются отклонения от них, а в тех случаях, когда в целях обеспечения безопасности полета все-таки требуется отклонение от Стандартов, принимать такое решение после обсуждения с коллегой; ⠀

Это навыки планирования и координации. Необходимо уметь пооощрять участие коллеги в планировании и выполнении задач, уметь четко и понятно информировать коллегу о своих намерениях и целях, а в случаях, когда требуется изменение намеченного плана действий, обсуждать это изменение с коллегой; ⠀

Это навыки управления рабочей нагрузкой в экипаже. Необходимо уметь правильно и разумно распределеть задачи в экипаже, уметь контролировать их 
выполнение и при необходимости корректировать действия коллеги. Также необходимо уметь расставлять приоритеты при выполнении задач вторичного уровня для 
сохранения ресурсов для выполнения основных обязанностей и уметь определять время, необходимое для выполнения задач. ⠀ ⠀

Что подразумевается под навыками ситуационной осведомленности? ⠀

Это осведомленность о состоянии (статусе) систем воздушного судна. Необходимо уметь вести постоянный мониторинг состояния (статуса) систем воздушного судна и уметь вовремя докладывать об их состоянии, при этом необходимо правильно озвучивать и подтверждать ввод данных и их изменения; ⠀

Это осведомленность об условиях полета. Необходимо уметь собирать и анализировать информацию об окружающей воздушное судно среде, осуществлять взаимодействие с внешними ресурсами, например, с диспетчерами управления воздушным движением и/или другими воздушными судами, делиться информацией с коллегой и внешними ресурсами; ⠀

Это ожидание и умение прогнозировать. Необходимо всегда обсуждать с коллегой стратегии действий на случай возникновения непредвиденных 
обстоятельств и уметь определять возможные проблемы, как в данных условиях, так и в будущем. ⠀

 И, наконец, что подразумевается под навыками принятия решений? ⠀

Это умение определять проблемы и их причины. Необходимо уметь собирать информацию и определять проблему и ее причинно-следственные связи, обсуждая все это с коллегой; ⠀

Это умение вырабатывать варианты действий. Необходимо уметь вырабатывать альтернативные варианты, при необходимости прося коллегу предлагать и свои варианты в данной ситуации; ⠀

Это умение оценивать риски и выбирать варианты действия. Необходимо уметь оценивать риски альтернативных вариантов действий и делится результатами оценки с коллегой, обсуждать с ним возможные риски, при этом принимая во внимание ограничения его возможностей, а также подтверждать выбранный план действий; ⠀

Это умение пересматривать результаты. Необходимо уметь в процессе выполения выбранного плана действий оценивать его результат и при необходимости вновь запускать процесс принятия решения. ⠀

 ⠀

Конечно, список не-технических знаний и навыков, необходимых пилоту, можно расширить, включив в него, например, необходимость знания английского языка и таких не совсем технических дисциплин, как та же метеорология. Но здесь мы хотели рассказать лишь об общепринятых критериях оценки таких навыков.

Изменено: 11.03.2019, 23:16

Тема: Психология личности

Теги: Пилот гражданской авиации, работа пилотом, летчики, про летчиков, про пилотов, авиация

Срок проставления оценок истек

Поделиться
Класснуть
Добавить комментарий (как гость)

Добавить как гость
Оставьте комментарий как гость, только перед этим ознакомьтесь с правилами ресурса. Если хотите оставлять комментарии не как гость, то зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Сейчас на сайте


Всего на сайте: 0