Пилот гражданской авиации: сугубо ли это техническая профессия или все-таки не совсем? Давайте разберемся!

Дата пуб.: 03.01.2019, 14:45

Автор: pilot_garry

Кросс-пост из моего Facebook & Instagram от 20 июля 2018

Часто слышу мнение о том, что пилот- это сугубо техническая профессия и людям далеким от технического склада мышления делать в ней нечего. Однако для многих будет откровением, но работа пилота- это и большой объем не-технических навыков и знаний. Конечно, без технических знаний и навыков не обойтись и они также важны, как и не-технические, но о них мы поговорим в отдельном посте, а сегодня мы расскажем о том, какими же не-техническими навыками должен обладать Пилот Безопасный. ⠀

Сегодня у нас есть общепринятые критерии их оценки, которые разработаны американцами еще 20 лет назад и состоят они из 4 пунктов: ⠀

Cooperation- навыки кооперации и взаимодействия; ⠀

Leadership and Management- навыки лидерства и управления; ⠀

Situational Awareness- навыки ситуационной осведомленности; ⠀

Decision Making- навыки принятия решений. ⠀

Что подразумевается под навыками кооперации и взаимодействия? ⠀

Это умение создавать и сохранять команду. Необходимо уметь поддерживать такую рабочую атмосферу в экипаже, где поощряется свободное обсуждение и участием в этом его членов, выражение коллегами собственного мнения и принятие отзывов, но при этом не допускать стремления членов экипажа к "соревнованию" между собой; ⠀

Это умение учитывать мнение своего коллеги. Даже в случае несогласия необходимо принимать во внимание его мнения и/или предложения, учитывать его психофизическое состояние и уметь поддерживать обратную связь; ⠀

Это умение оказывать помощь и поддержку своему коллеге в сложных ситуациях, а при необходимости и самому активно предлагать помощь; ⠀

Это умение решать конфликтные ситуации, сохраняя при этом спокойствие и доброжелательную атмосферу в кокпите, концентрируясь не на том, кто сейчас прав, а на том, как сделать правильно. ⠀

Что подразумевается под навыками лидерства и управления? ⠀

Это использование авторитета/ ассертивности, то есть умения высказывать и настаивать на своем мнении, при этом не принижая и принимая в расчет мнение других членов команды. Необходимо уметь грамотно обосновать собственную позицию, брать инициативу на себя, уметь обеспечить участие коллеги в выполнении задачи, плюс быть готовым взять командование, когда того требует ситуация. Кроме того, необходимо уметь проявлять и наставнические качества и уметь мотивировать коллег, в том числе благодарностью за выполненную работу, подсказки и высказанные замечания; ⠀

Это обеспечение и поддержание работы в соответствии с принятыми Стандартами. Необходимо уметь обеспечить соблюдение в экипаже Стандартных Операционных Процедур (SOP) и активное вмешиваться, когда допускаются отклонения от них, а в тех случаях, когда в целях обеспечения безопасности полета все-таки требуется отклонение от Стандартов, принимать такое решение после обсуждения с коллегой; ⠀

Это навыки планирования и координации. Необходимо уметь пооощрять участие коллеги в планировании и выполнении задач, уметь четко и понятно информировать коллегу о своих намерениях и целях, а в случаях, когда требуется изменение намеченного плана действий, обсуждать это изменение с коллегой; ⠀

Это навыки управления рабочей нагрузкой в экипаже. Необходимо уметь правильно и разумно распределеть задачи в экипаже, уметь контролировать их 
выполнение и при необходимости корректировать действия коллеги. Также необходимо уметь расставлять приоритеты при выполнении задач вторичного уровня для 
сохранения ресурсов для выполнения основных обязанностей и уметь определять время, необходимое для выполнения задач. ⠀ ⠀

Что подразумевается под навыками ситуационной осведомленности? ⠀

Это осведомленность о состоянии (статусе) систем воздушного судна. Необходимо уметь вести постоянный мониторинг состояния (статуса) систем воздушного судна и уметь вовремя докладывать об их состоянии, при этом необходимо правильно озвучивать и подтверждать ввод данных и их изменения; ⠀

Это осведомленность об условиях полета. Необходимо уметь собирать и анализировать информацию об окружающей воздушное судно среде, осуществлять взаимодействие с внешними ресурсами, например, с диспетчерами управления воздушным движением и/или другими воздушными судами, делиться информацией с коллегой и внешними ресурсами; ⠀

Это ожидание и умение прогнозировать. Необходимо всегда обсуждать с коллегой стратегии действий на случай возникновения непредвиденных 
обстоятельств и уметь определять возможные проблемы, как в данных условиях, так и в будущем. ⠀

 И, наконец, что подразумевается под навыками принятия решений? ⠀

Это умение определять проблемы и их причины. Необходимо уметь собирать информацию и определять проблему и ее причинно-следственные связи, обсуждая все это с коллегой; ⠀

Это умение вырабатывать варианты действий. Необходимо уметь вырабатывать альтернативные варианты, при необходимости прося коллегу предлагать и свои варианты в данной ситуации; ⠀

Это умение оценивать риски и выбирать варианты действия. Необходимо уметь оценивать риски альтернативных вариантов действий и делится результатами оценки с коллегой, обсуждать с ним возможные риски, при этом принимая во внимание ограничения его возможностей, а также подтверждать выбранный план действий; ⠀

Это умение пересматривать результаты. Необходимо уметь в процессе выполения выбранного плана действий оценивать его результат и при необходимости вновь запускать процесс принятия решения. ⠀

 ⠀

Конечно, список не-технических знаний и навыков, необходимых пилоту, можно расширить, включив в него, например, необходимость знания английского языка и таких не совсем технических дисциплин, как та же метеорология. Но здесь мы хотели рассказать лишь об общепринятых критериях оценки таких навыков.

Изменено: 11.03.2019, 23:16

Тема: Психология личности

Теги: Пилот гражданской авиации, работа пилотом, летчики, про летчиков, про пилотов, авиация

Срок проставления оценок истек

Поделиться
Класснуть
Добавить комментарий


Сейчас на сайте


Всего на сайте: 0