Больная тема в пилотской среде. "Стучать" ли своих коллег?

Дата пуб.: 03.01.2019, 14:34

Автор: I. Eugenson

Кросс-пост из моего Facebook & Instagram от 11 июля 2018

Давно я хотел высказать мысли по одной проблеме, да все как-то руки не доходили. А мысли эти о том, что стоит ли докладывать летному руководству о тех или иных ошибках и/или нарушениях коллег. Тема достаточно популярная среди летного состава и мне периодически приходиться полемизировать по ней, а сегодня она была в очередной раз поднята, так что я в свете свежей дискуссии таки решил кратко написать свое видение данной проблемы. ⠀

И прежде, чем начать, давайте проведем четкую линию между ОШИБКАМИ и НАРУШЕНИЯМИ, т.к. часто у нас мухи живут вместе с котлетами и это не только в головах пилотов и руководства, а даже и в материалах по авиапсихологии, где порой не делается разницы между этими понятиями. А между тем, они разные и далее вы поймете почему это важно в контексте обсуждаемого. ⠀

ОШИБКА- это неосознанное отклонение от какой-либо нормы и/или правила. Это ЕСТЕСТВЕННЫЙ и НЕИЗБЕЖНЫЙ результат человеческой деятельности. ⠀

НАРУШЕНИЕ- это осознанное отклонение от какой-либо нормы и/или правила. Человек прекрасно понимает, что так делать нельзя в данной ситуации, но делает именно так. ⠀

Реальный пример. ⠀

Коллега вбивает перфоманс на A321, но что-то идет не так и система выдает оранжевое предупреждение: "TO SPEED TOO LOW". Перепроверяет, все скорости в норме, обращается к капитану, но тот предлагает не обращать внимание на предупреждение и настаивает не задерживать вылет, но, если пилот желает, может все-таки нажать "CLR". Он нажимает, делают кросс-чек по процедуре, делают новый LMC и АТИС, корректируют скорости, но система выдает то же предупреждение. Капитан снова предлагает не обращать внимание и взлетать. Но коллега обоснованно опасается tail strike, настаивая снова все проверить. Проверяют и находят ошибку: коллега, летая до этого долго на А320, по привычке ввел положение закрылков для взлета "flaps 1", как на А320, вместо стандартного для А321 "flaps 2". ⠀

Я специально привел этот хоть и сложный и не столь однозначный, но зато реальный пример, где есть о чем подумать. ⠀

Однозначно, второй пилот на перфомансе допустил промах и упущение в правильной установке закрылков перед взлетом, что прямо влияет на безопасность взлета, но при этом он допустил этот промах неосознанно, т.е. совершил ОШИБКУ. ⠀

А вот допустил ли здесь Капитан нарушение? С одной стороны, неоднократно предлагая проигнорировать серьезное предупреждение FMC- да. С другой, нарушения фактически не было, так как все-таки капитан под давлением коллеги согласился перепроверить введенные данные, в результате чего ошибка была найдена и исправлена. ⠀

И на первый взгляд кажется, что нет повода для беспокойства- всё нашли и исправили, безопасность полетов не пострадала. ⠀

Но давайте представим, что этот капитан в следующий раз полетит с менее ответственным вторым пилотом, который по тем или иным причинам не сможет и/или не захочет настоять капитану на поиске ошибки в подобной ситуации и согласится с его решением взлетать, несмотря на предупреждение на FMC? Может ли такой капитан считаться безопасным? Нет! ⠀

И вот тут встает тот самый вопрос: нужно ли уведомить начальство о подобном отношении такого капитана к безопасности полетов? ⠀

Мое твердое мнение- да. Ведь капитан, демонстрирующий подобное отношение, не безопасен. Прекрасно понимая, что где-то закралась ошибка и следовало бы ее найти и исправить, тем не менее, посчитал ее несущественной и предлагал проигнорировать, мотивируя это всего лишь нежеланием задерживать вылет. И однажды рядом в правом кресле может не оказаться того, кто остудит его буйную голову и произойдет трагедия. И вина в этой потенциальной катастрофе будет и на тех, кто постеснялся/побоялся/поленился вынести подобный случай за пределы экипажа. ⠀

А теперь давайте смоделируем эту ситуацию так, что второй пилот не заметил бы своей ошибки, но ее заметил и предложил совместными действиями исправить капитан. Следовало бы капитану доложить начальству об оплошности коллеги? Однозначно- нет. Почему? Потому что ошибка- это неосознанное явление, это естественное и неизбежное свойство любого человека. Человек всегда ошибался и будет ошибаться- это заложено природой и усовершенствовать его невозможно. ⠀

Итак, подытоживая, мое мнение по вопросу о необходимости ставить в известность летное руководство о тех или иных событиях в экипаже таково. ⠀

Если ваш коллега совершил ОСОЗНАННОЕ и НАМЕРЕННОЕ действие, прямо или косвенно негативно влияющее на безопасность полетов, то однозначно следует доложить об этом летному руководству. Ведь обеспечение безопасности полетов, развитие ее культуры- это системная задача и начинаться она должна на уровне авиакомпании. Как показывает практика, на уровне экипажа оставлять подобные случаи неэффективно с точки зрения этой самой безопасности полетов. Реальный пример из жизни и возможные последствия оставления подобных моментов без внимания я вам привел. Тогда коллега вполне обоснованно написал рапорт и при этом выяснилось, что на отношение к работе того капитана уже были неоднократные нарекания. А сомневаясь в моральной стороне подобных действий, всегда помните, что те несколько сот человек у вас за спиной не виноваты, что у вас "принципы". Даже если это осложнит отношения в коллективе (а это осложнит, будьте готовы), думайте прежде всего о безопасности полетов, это основное и выше этого нельзя ставить ничего. ⠀

Если ваш коллега совершил ОШИБКУ, т.е. неосознанное действие, что может случиться и с вами тоже, то конечно же, все это следует решать на месте в рабочем порядке. Собственно, вас в кокпите для того и двое, чтобы повысить шансы вовремя заметить и исправить ошибку, от которой ни один пилот, независимо от его опыта и знаний, не застрахован. Причем, если вы сами допустили ошибку и ваш коллега ее заметил и указал на нее, даже если вы супер-опытный капитан, следует взять за правило не обижаться, а наоборот благодарить за это- это очень мотивирует и создает благоприятную и, главное, безопасную рабочую среду. ⠀
 

Изменено: 06.05.2019, 17:39

Тема: Психология личности

Теги: летное дело, экипаж самолета, отношения пилотов

Срок проставления оценок истек

Поделиться
Класснуть
Добавить комментарий (как гость)

Добавить как гость
Оставьте комментарий как гость, только перед этим ознакомьтесь с правилами ресурса. Если хотите оставлять комментарии не как гость, то зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Лучшее за 2 суток

Сейчас на сайте


Всего на сайте: 0