Нужно ли российским пилотам высшее образование?

Дата пуб.: 03.01.2019, 14:37

Автор: I. Eugenson

Кросс-пост из моего Facebook & Instagram от 17 июля 2018

По следам одного из моих недавних псто, интересную на днях тему подняла моя коллега, пилот вертолета МИ-8 в одной из российских авиакомпаний, Татьяна Битюгина о том, нужно ли в современной России пилотам профильное высшее образование (ВО) или достаточно профильного же средне-специального (ССО). Особо хочу подчеркнуть, что в постах не было ни намека на пропаганду ненужности ВО вообще, речь шла исключительно о профессии пилота и исключительно основываясь на российских реалиях. О необходимости ВО в других сферах пусть пишут люди из этих сфер, а здесь речь исключительно о нюансах своей отрасли. ⠀

Кто не читал посты и коменты, напомню, что там люди разделились на 2 лагеря: ⠀

Считающие, что ВО пилотам не нужно, достаточно ССО, т.к. за более короткий срок абитуриент получает тот же объем профессиональных знаний и навыков, что и в высшей школе, не теряя время на изучение не-профильных предметов. ⠀

Считающие, что пилотам нужно ВО, как и людям многих других профессий, т.к. ВО дает, если и не бОльший объем профессиональных знаний, то, по крайней мере, лучше способствует развитию. ⠀ ⠀ ⠀⠀⠀⠀⠀
Отмечу, что в дискуссии принимали участие не только пилоты, но и люди других профессий, не имеющих к авиации отношения. 1-го тезиса придерживались в основном пилоты, т.е. люди знающие авиацию изнутри и многие из которых имеют профильное ВО, а 2-го люди других профессий, в основном, как я понял, тоже имеющие ВО. ⠀ ⠀
⠀⠀
И напомню, что сегодня при трудоустройстве в авиакомпании России вторым пилотом и даже командиром воздушного судна НЕ требуется обязательного ВО. А необходимое для начала работы в авиакомпании молодого специалиста Свидетельство Комерческого Пилота выдается абсолютно одинаковое и при окончании ВУЗа, и ССУЗа. Правда, без ВО скорее всего не получиться в перспективе занять командно-руководящие должности, но карьерный рост, связанный со сменой кокпита на офис- весьма сомнительное достижение для пилота. ⠀

Отдельно стоило бы упомянуть про частные авиационные учебные центры (АУЦ), которые, как это происходит в США и Европе, открывали бы путь в профессиональную авиацию, но де-факто их сегодня в РФ не существует и будут ли они в будущем тоже пока неизвестно. Поэтому сейчас их рассматривать не будем, так как речь идет исключительно о современном положении дел в российском летном образовании и о работе пилотом в РФ. Также не будем в рамках этого поста рассматривать вариант получения лицензии пилота в Европе или США и специфике трудоустройства с ней в РФ- эта тема заслуживает отдельного разговора. ⠀

Итак, в свете современных российских реалий, целесообразно ли сегодня будущим пилотам получать высшее профессиональное образование? ⠀

И для начала давайте вспомним, что представляют собой идеальные в теории модели высшего и средне-специального образования. ⠀

Идеальная модель ВО подразумевает не только какие-то конкретные начальные знания в планируемой сфере деятельности, но и, самое главное, учит учиться, развивает определенный вкус мысли, культуру восприятия информации, умение ее добывать, развивает стремление к расширению своих знаний и не только в выбранной области. И такая модель в идеале должна воспитать всесторонне развитого специалиста, имеющего широкий круг знаний во многих областях, умеющего эти знания расширять и умеющего их применять к своей конкретной специальности. Именно для этой цели и преподают в ВУЗах не только профильные предметы, но и те, которые не имеют непосредственного отношения к планируемой сфере деятельности...но знание которых повышает общий образовательный уровень, что конечно же, только положительно сказывается на становлении специалиста. ⠀

Идеальная же модель ССО не ставит перед собой целью воспитать всесторонне развитых специалистов, а подразумевает за относительно срок дать человеку лишь конкретный набор знаний и навыков в определенной сфере, подготовив тем самым крепкого специалиста, владеющего достаточными объемом навыков и знаний для начала работы в данной сфере. ⠀

И если бы летное ВО соответствовало бы своей идеальной модели- то вопросов бы о его целесообразности не возникало! Но мир, как мы знаем, не идеален и реальность, особенно сегодняшняя, выглядит несколько иначе. ⠀

А что представляет собой летное ВО в РФ сегодня? ⠀

Да, там есть предметы, которые в теории могут дать вектор к всестороннему развитию, но специфика образовательной программы и качество их преподавания сегодня таково... что изучение превращается в потерю сил и времени. Собственно, с профильными предметами не лучше- их качество преподавания и, соответственно, уровень выпускников порой просто неприлично низкий. Поэтому я тогда и писал о том, что сегодня основной вид подготовки будущего российского пилота- самоподготовка. 

Собственно, примерно такая же ситуация сегодня и в летных ССУЗах. Но при этом там нет специфических ВУЗовских предметов, не имеющих отношения к профессии, сегодняшнее качество преподавания которых, как я уже сказал, делает их абсолютно бесполезными. Итого, в ССУЗе ты просто не теряешь время на эти предметы и изучаешь только то, что имеет непосредственное отношение к выбранной профессии. Конечно, учитывая проблемы с качеством преподавания профдисциплин и в ССУЗе тоже, самоподготовка и здесь является самым надежным методом сделать из себя крепкого специалиста. Просто в ССУЗе можно лучше сосредоточиться на этом, не отвлекаясь на обязательное изучение бесполезных предметов. Кроме того, многие мои коллеги считают, что качество преподавания профдисциплин в сегодняшних летных ССУЗах выше, чем в ВУЗах, но лично я как-то этого не заметил, летая и с теми, и с теми. ⠀

Кстати, пилоты старшего поколения говорят, что при СССР качество летного образования было иное и уровень специалистов с ВО и ССО действительно отличался друг от друга. Но я объективно оценивать качество советского летного образования советского не могу, иначе буду выглядеть как глупый юнец, вещающий на своей страничке в соцсетях, как "хорошо страна жила при коммунизме и тов. Сталине". Да, мне приходилось летать с отличными возрастными пилотами, прошедшими подготовку в советской школе, но там сказывается большой практический опыт и накопленные с годами знания и уже трудно сказать какой вклад в это внесло качество изначального образования. Я могу лишь объективно оценить реалии сегодняшнего дня. ⠀

И вот учитывая эти образовательные и рабочие реалии, все-таки приходиться делать вывод о том, что современное российское ВО для российских пилотов не только не нужно, но и абсолютно бесполезно, так как задача высшей школы в ее приближенной к идеалу модели не выполняется в летных ВУЗах от слова совсем. И перспектив в изменении ситуации пока не наблюдается. Хорошо это или плохо- это другой вопрос, я просто аргументированно изложил позицию, чтобы постараться убедить тех, кто с ней не согласен. 

Изменено: 06.05.2019, 17:41

Тема: Помогите советом

Теги: летные истории, дневник пилота, образование пилота

Срок проставления оценок истек

Поделиться
Класснуть
Добавить комментарий (как гость)

Добавить как гость
Оставьте комментарий как гость, только перед этим ознакомьтесь с правилами ресурса. Если хотите оставлять комментарии не как гость, то зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Лучшее за 2 суток

Сейчас на сайте


Всего на сайте: 0