О женщинах-пилотах в гражданской авиации

Дата пуб.: 03.01.2019, 15:07

Автор: pilot_garry

Кросс-пост из моего Facebook & Instagram от 16 сентября 2018

Нашел сегодня в запросах на переписку в Директ пару вопросов подписчиц о том, доводилось ли мне летать с женщинами. Я уже как-то писал об этом, но здесь девушки просили по-честному рассказать чувствуется ли разница между пилотом мужчиной и женщиной. ⠀

Как я уже говорил, несмотря на то, что сегодня женщин в авиации у нас еще в целом очень мало, полетать с ними мне все-таки довелось. Однако мой опыт таких полетов слишком мал, чтобы по-настоящему объективно судить о различиях. В отличие от нас, зарубежом женщин-пилотов куда больше и опыт моих иностранных коллег говорит о том, что каких-то принципиальных различий нет. Ну и мой личный небольшой опыт тоже говорит о том, что работают женщины не лучше и не хуже мужчин. Более того, у тех с кем я летал, даже проблемы наблюдались абсолютно те же. Однако кое-какие особенности я все-таки выделил. ⠀

Но эти особенности отнюдь не говорят о том, что женщины-пилоты в чем-то хуже мужчин. Особенностей у последних тоже хватает- вспомнить, например, бывших военлетов. И описанные ниже наблюдения совсем не научные выводы, а лишь мой сугубо личный, а поэтому весьма субъективный опыт и у кого-то из коллег он может быть совершенно другим. Но раз вы спрашиваете именно мое мнение, то пожалуйста. ⠀

Итак, первое, что меня приятно удивляло в работе со всеми женщинами-пилотами, это очевидно лучшая их подготовка в области базовых дисциплин. Видимо, здесь сказался тот факт, что пока у нас руководство авиакомпаний при прочих равных предпочтет взять пилота-мужчину, поэтому женщинам, чтобы повысить свои шансы на успех в традиционно мужской отрасли, приходиться быть заметно сильнее конкурентов-мужчин в части профподготовки. С одной стороны дискриминация по половому признаку в нашей стране совсем нехорошо, но в данном случае это работало как дополнительный мотиватор. ⠀

Второе, что я отмечал во всех случаях полетов с женщинами-пилотами, это их склонность к работе на убежденности в авторитетах. Для них явно большее значение имело кто ты, а не то, что ты делаешь. Чем авторитетнее (и, видимо, авторитарнее) были ее первые инструктора, тем больше впоследствии она доверяла инструкторам вообще и была более склонна к безоговорочному доверию авторитетным и опытным капитанам и меньше была склонна сомневаться в правильности их действий. Конечно, это касается любого молодого пилота, независимо от пола, который, не имея еще твердой модели как надо и как не надо, изначально считает любых своих инструкторов эталоном, а в первое время даже невольно копирует стиль их работы. И если инструктора окажутся толковые и сразу воспитают в подопечном правильную культуру работы- это хорошо. Но, как я неоднократно писал, инструкторский допуск у нас неприлично часто получают совершенно случайные люди. И если молодой пилот попадает к таким- просто беда. ⠀

Девушки-пилоты иногда с таким восхищением описывали мне методы их обучения такими вот "инструкторами", что часто просто волосы дыбом вставали. ⠀

Вспомнилось, как одна пилотесса с вострогом рассказывала, когда ей, уже и так замученной в полете, придурок-инструктор, в условиях, когда в результате его "методик" рабочая нагрузка стала опасно высокой, до кучи еще отключил автомат тяги и флайт-директора, чтобы та "поучилась в условиях на пределе". Тот случай, когда толковая методика нашла бестолковое применение... но в ее глазах это был настоящий инструктор. ⠀

Или вот, вспоминаю, как однажды, обсуждая с одной пилотессой нестабилизированный заход и задав ей вопрос о том, почему она позволила капитану его продолжить, получил ответ: благодаря этому человеку я попала в авиацию, он с моим папой 15 лет в одном отряде отлетал, ты всерьез считаешь, что я вправе делать ему замечания? Зная его опыт, надо поучиться у него мастерству! ⠀

Распространенный случай, когда авторитет и опыт капитана не позволили даже усомниться в его действиях! Эхехех... а ведь обязательная бумажка о CRM (Crew Resource Management) есть и у нее. Но это, как говорится, опять старая песня о главном. ⠀

И здесь дело даже не в том, что это произошло именно с пилотом-женщиной (это также часто встречается и среди пилотов-мужчин), а в том, что, как показал мой опыт, разрушить неправильные авторитеты в сознании женщин-пилотов оказывается гораздо сложнее, чем в сознании мужчин. ⠀

Третье, что я заметил летая женщинами, это то, что подсознательно они ожидали от капитана большей решительности и большей готовности принимать единоличные решения. То есть, мне показалось, что им было гораздо комфортнее исполнять принятые более опытным капитаном решения, нежели совместно их принимать. ⠀

Все мои пилотессы были неприятно удивлены (привет CRM), когда я говорил им на предполетных брифингах, что так же как и абсолютно любой человек, я могу ошибаться и просил, заметив мою ошибку, не стесняться говорить об этом. И уж совсем неприятно им было слышать, что у меня нет готовых решений для ВСЕХ ситуаций с которыми мы можем столкнуться и поэтому я хотел бы, чтобы столкнувшись с чем-то, мы вместе обсуждали их варианты. ⠀

И четвертое, что я отметил- женщины-пилоты гораздо реже готовы идти на нарушения. Психологически женщина более ортодоксальна и склонна к порядку, ей комфортно работать в строгих рамках. Видимо поэтому я всегда отмечал у тех пилотесс, с которыми я летал, отличное знание SOP (Стандартных Операционных Процедур) и педантичное им следование. Причем, учитывая, что SOP, даже для одного и того же типа самолетов, в разных авиакомпаниях разные, и пилоты-мужчины, переходя на новое место работы, в первое время естественно путались в новых SOP, среди пилотов-женщин я с этим столкнулся лишь однажды, да и то это было незначительное отклонение. ⠀

Конечно, строгое соблюдение SOP прекрасно, но у всех моих пилотесс было твердое и неверное убеждение, что следование правилам является неким универсальным ключиком ко всем замкам. Это, конечно, общая проблема, но у женщин я в 100% отмечал превращение SOP в самоцель, заранее освобождая себя от интеллектуальной работы по выработке решений в нестандартных ситуациях, для которых нет правил и готовых сценариев или когда соблюдение правил опаснее, чем отклонение от них. ⠀

Вот такие мои наблюдения, но это, повторюсь, лишь мои личные и сугубо субъективные впечатления, я просто поделился, как вы и просили, своими наблюдениями

Тема: Мои истории из жизни

Теги: #лётные_дневники #глазамипилота #авиация #видизокна #облака #облако #взлет #полет #полетели #фотонеба #небо #небеса #моенебо #красивоенебо #aviation #fly #flight #piloteyes #pilotview #cloud #clouds #instaaviation #instasky #pilotjob #cockpitview #sky #skylover #skyfoto #skyporn #beautifulsky

Срок проставления оценок истек

Поделиться
Класснуть
Добавить комментарий


Сейчас на сайте

Админ
Всего на сайте: 1