Кросс-пост из моего Facebook & Instagram 28 июля 2018
Этот пост будет по следам обратной связи от подписчиков, которую я в изобилии получил в Директ по поводу моих недавних мыслей про российское лётное образование. Отметая воду в виде разных ура-патриотических тезисов о "лучшей лётной школе, признаваемой во всём мире" и "лучших лётчиках всех времён и народов", суть вопросов сводится в основном к тому, что лично я о той советской школе думаю. ⠀
Начнём с того, что мне 35 и я априори не учился в те времена, да и в семье у меня лётчиков не было, поэтому дать ей по-настоящему объективную оценку исходя из личного опыта я, естественно, не могу. Я учился уже в той школе, которая процветает и поныне, а своё мнение относительно неё я уже высказал. Однако я успел полетать на ТУ-134, а мои возрастные инструктора и капитаны были как раз яркими представители той советской школы, при этом никто из них на тот момент не имел опыта работы на современных лайнерах. ⠀
⠀
И сейчас, летая на современных самолетах и следуя принципам современной школы, понимаешь, что далеко не всё то, чему меня учили в институте и то, что я почерпнул от тех капитанов и инструкторов, является приемлемым для работы сегодня, а очень многие принципы, которые со времен советской авиации считались в лётной среде нормой и широко практиковались, даже опасными. А зачастую и крайне опасными. ⠀
⠀⠀
Как пример, я помню жуткое неприятие CRM (Crew Resource Management) в глазах моих капитанов и инструкторов и шедшее тогда отовсюду абсолютное нежелание по нему работать. И это, конечно, далеко не полный перечень. ⠀
⠀
Но это тема отдельного рассказа требует, а сейчас я бы хотел рассказать о том, что хорошего дал мне тот опыт, тем более в коментах посетовали, что я больше все о проблемах пишу. ⠀
⠀
Так вот, как бы там ни было, но полеты с этими капитанами и инструкторами на ТУ-134 дали мне многое. Самое главное, конечно, это умение пилотировать руками и ногами. Не удивляйтесь, сегодня это очень ценный навык для молодых пилотов! Но ещё это умение самому складывать в единую картинку Полёт, собирая крупицы информации из разных приборов, разбросанных перед тобой. И это было очень интересно! В современных лайнерах, конечно, всё информативнее, юзабельнее и работать гораздо комфортнее. Но на тех самолетах полнее ощущалось единство лётчика и машины. Нет, я и сейчас ощущаю это единство, умея видеть за всей электроникой сам Полет, понимать как это происходит, как работают те или иные системы, но это отчасти благодаря опыту на ТУ-134. Лётчики старшего поколения, имея за плечами бОльший налёт на той технике и успешно (это ключевое) освоившие современную, чувствуют это, наверное, ещё полнее. А пилотирование руками, без всяких там флайт-директоров и прочего- для меня это и сейчас удовольствие! А вот молодежи, которая сразу пришла на современные лайнеры, по-настоящему почувствовать машину дается сегодня намного труднее. ⠀
⠀
Вот, наверное, это самое хорошее и основное, что мне дала работа на советской технике с капитанами и инструкторами "той" школы. И, конечно, за это я им благодарен.
Изменено: 06.05.2019, 17:44
Добавить комментарий (как гость)