Кросс-пост из моего Facebook & Instagram 2 июня 2018
Ну что, дорогие мои аэрофобы, хотите еще страшилку? Я, помнится, обещал рассказать вам про турбулентность. И у меня для вас есть плохая новость: с турбулентностью можно столкнуться всегда и везде, где бы мы ни летели. Воздушная среда только кажется однородной, но на самом деле это не так. И самолет, находясь в ней, испытывает на себе все прелести этой неоднородности. ⠀
⠀
Полностью избежать этого можно только полетев на паровозе, но мы же знаем, что на эти ваши Мальдивы паровозы не летают. И если вы собрались к морю, а запах копченой курицы и стук яичек об стол в поезде Москва-Адлер вызывает депрессию, то придется все-таки сесть в самолетку и почувствовать на себе всю неоднородной воздушной среды. Кстати, лайфхак: хвастаться тем, что вы скушали дома или в аэропорту лучше всего в гигиенический пакетик- он в кармашке переднего кресла, если чего. Не забудьте! Желаю вам приятного полета. ⠀
⠀
А начнем мы с ТЯН, что в переводе с китайского означает Турбулентность Ясного Неба. ⠀
⠀
В неоднородной воздушной среде, помимо всего прочего, существуют еще огромные и мощные струйные течения. Достигая тысяч километров в длину и сотен в ширину, скорость воздушного потока в них порой просто огромна. А болтанка обычно возникает на входе и выходе из этого
потока, причем чаще она возникает на холодной циклонической стороне и несколько реже на теплой антициклональной стороне. ⠀
⠀
И хотя природа струйных течений хорошо изучена, увидеть их современными радарами практически невозможно, ибо для этого они должны содержать
взвешенные частицы, от которых будет отражаться сигнал, а они присутствуют далеко не всегда. Тем не менее, все же выпускаются специальные метеокарты, которые мы анализируем перед каждым полетом, где указаны, в том числе, зоны турбулентности по границам этих течений, но эти данные весьма приблизительны и нет никаких гарантий, что они будут соответствовать реальности. Часто достоверные данные мы получаем лишь от уже попавших в болтанку впереди летящих бортов, которые обязаны докладывать о ней диспетчеру, а тот в свою очередь другим бортам. Вот так, 21 век на дворе, да. Но даже в 21 веке гидрометеорология не точная наука- слишком сложно устроен наш мир ⠀
⠀
Однако в атмосфере все-таки есть места, где можно весьма точно предсказать болтанку, а некоторые из них и увидеть невооруженным глазом. ⠀
⠀
Во-первых, это облака, которые являются видимым скоплением мельчайших капелек воды и/или кристалликов льда в атмосфере. Воздушная масса внутри облаков крайне нестабильна, что и приводит к болтанке. Соответственно, чем мощнее облако, тем сильнее происходящие в нем процессы и тем большее влияние они оказывают на самолет. Отдельного рассказа заслуживают грозовые облака, но о грозах я в другой раз напишу. ⠀
⠀
Во-вторых, это область над горами, где воздушные потоки, встречая на своем пути препятствия в виде этих самых гор, становятся турбулентными и, поднимаясь над горной местностью, возмущают атмосферу выше. Отсюда и получаем болтанку. Кстати, по той же причине на малых высотах при взлете или заходе на посадку болтанку могут вызвать и приземные ветра, взаимодействуя с такими препятствиями, как большие здания, холмы или тесно расположенные группы высоких деревьев. ⠀
⠀
В-третьих, это так называемые «термики», представляющие собой потоки теплого воздуха от нагретой земли, которые в непосредственной ее близости тоже вызывают болтанку. Кстати, термики
бывают исключительно днем из-за радиационного охлаждения поверхности земли ночью. ⠀
В-четвертых, это граница суши и крупных водоемов, в том числе морей и океанов, ведь земля и вода прогреваются по-разному, соответственно и воздух в этой зоне также прогревается неоднородно, а за счет возникающих на этой границе холодных и теплых воздушных масс
образуются мощные потоки, приводящие к болтанке. ⠀
⠀
Опасна ли турбулентность? ⠀
⠀
Для самолета в 99% случаев нет. Собственно, по-настоящему сильная болтанка очень редкое явление, но даже в ней самолеты не разваливаются и не падают, а вот не пристегнутые пассажиры
травмы получить могут, и в этом ее главная опасность. Поэтому игнорировать включенное табло «пристегните ремни» опасно! Кстати, чаще всего та болтанка, которая пассажирам кажется «очень
сильной», на деле часто не дотягивает даже до «умеренной». Просто у страха глаза велики. ⠀
⠀
Почему мы не можем покинуть зону турбулентности? ⠀
⠀
На самом деле это не так- по возможности мы стараемся это сделать. Но далеко не всегда это возможно. Ситуации бывают разные. Например, мы бы и рады сменить эшелон, но сверху и снизу могут лететь другие борта и, сменив его, мы просто не обеспечим необходимого интервала. Ведь это только кажется, что в небе полно места, а на самом деле движение в нем весьма плотное! ⠀
⠀
Так что, вот такая она эта турбулентность. И вы, друзья мои, попав в нее, не спешите обвинять экипаж. Ведь вы теперь знаете, это не мы вас плохо везем, а что даже современные методы не позволяют точно предугадать проявления природы и столкнувшись с ними не всегда возможно минимизировать их воздействие по объективным причинам, обеспечив вам желаемый уровень комфорта на борту.
Изменено: 16.10.2019, 20:08
Добавить комментарий (как гость)