Где лучше учиться на пилота. Мысли вслух

Дата пуб.: 03.01.2019, 15:53

Автор: I. Eugenson

Кросс-пост из моего Facebook & Instagram от 14 ноября 2018

Я уже разбирал здесь особенности уровня подготовки пилотов в РФ и зарубежом, высказывал мнение где лучше учиться, но посвящу этому еще один пост, на написание которого натолкнула меня недавняя переписка с одним человеком, который хочет, чтобы его сын стал пилотом. ⠀

Желая посоветовать сыну правильный путь в эту профессию, человек столкнулся с широким спектром мнений. ⠀

С одной стороны он пишет Денису Оканю и получает его объективное мнение о реалиях российской лётной школы и российской авиации, с другой стороны, у него есть память о своём отце, успешно летавшем советском лётчике, а вишенкой на торте является позиция его знакомого действующего пилота-инструктора, высоко оценивающего уровень современной подготовки в российских лётных школах и оптимистично настроенного в отношении гражданской авиации в РФ. ⠀

А теперь вот человек спрашивает и моё мнение, искренне пытаясь разобраться где же все-таки лучше учиться сыну: в РФ или зарубежом. ⠀

И хотя моё мнение по проблеме в целом известно, здесь я постараюсь конкретизировать свою позицию, разложив всё "по полочкам". ⠀

Посвящается всем будущим российским пилотам, выбирающим где учиться

Как я уже не раз писал, сегодня государство, к сожалению, монополизировало подготовку коммерческих пилотов в РФ, убив все частные авиационные учебные центры (АУЦ), а заодно без всяких оснований лишив и их выпускников пилотских свидетельств, оставив людей без работы. Однако, зная непредсказуемость наших властей, вполне может случиться и так, что подготовку коммерческих пилотов могут когда-нибудь снова разрешить частным АУЦ, по крайней мере законных препятствий к этому нет даже сейчас. И вот здесь мой совет: не повторяйте ошибок предшественников! Сегодня государство легко разрешило, завтра также легко запретит снова и традиционно для нашей страны законных оснований для этого будет не нужно! ⠀

Государственные же ВУЗы и ССУЗы ликвидируют вряд ли и так же вряд ли массово их выпускников лишат пилотских свидетельств. Поэтому, если вы собрались учиться на пилота в РФ, то настоятельно рекомендую только государственные учебные заведения, даже при всем понимании того, что подготовка в АУЦ может оказаться лучше. Так что, если хотите в большую авиацию РФ, welcome в государственные ВУЗы и ССУЗы, о преимуществах и недостатках которых читайте ниже.

Преимущества обучения в РФ:

Бесплатность. Мне неизвестна ни одна страна, где лётное образование было бы бесплатным. Но если у вас уже есть высшее и вы не попадаете под определенные категории граждан, то второе получить бесплатно не светит. Однако, уже имея высшее, в качестве второго бесплатно можно получить средне-специальное, а в сфере российского авиационного образования, разницы, как я уже писал, нет. Более того, оно имеет даже ряд преимуществ перед высшим. 

Больше шансов трудоустройства в российские авиакомпании. Конечно, для кого-то это преимущество покажется смешным, особенно стремление работать, прости Господи, в каком-нибудь Аэрофлоте, но для многих это все-таки важно. Российскийе компании предпочитают выпускников российских лётных ВУЗов и ССУЗов с российскими пилотскими свидетельствами. При этом они сами же жалуются на уровень этих выпускников, постоянно просят квоты на иностранных пилотов, от которых, на минуточку, не требуют российского образования и российского же пилотского свидетельства, но воротят нос от своих же сограждан, имеющих точно такое же зарубежное образование и такие же пилотские лицензии. Почему так- не знаю, просто примите это как данность. 

На завершающих этапах обучения какая-либо российская авиакомпания может пригласить работать после выпуска. Везет, конечно же, далеко не всем, но, тем не менее, такой шанс есть, но выпасть он может лишь сильным курсантам. Если не повезло, искать работу придеться самому. Да, это не так просто сегодня даже сильным выпускникам, но об этом как-нибудь напишу отдельно. 

Недостаки образования в РФ:

Уровень подготовки пилотов в российских лётных ВУЗах и ССУЗах часто неприлично низкий. Сегодня у нас просто нет школы, которая бы готовила конкурентоспособных пилотов современных воздушных судов. Да, советская лётная школа была хороша в те времена и для полетов на тех воздушных судах в тех условиях, но, извините, авиация не стоит на месте и современным пилотам требуется более широкий спектр знаний и навыков, нежели раньше. Правда, я достаточно часто слышу возражения и даже упреки своей позиции, умноженные на инерциальные аргументы о фундаментальности и качестве советско-российского образования и о "лучшей лётной школе, признаваемой когда-то во всём мире". Да, иностранцы учились у нас, но посмотрите представители каких стран это были. А вот о том, чтобы европейцы или американцы, сегодня перевозящие безопасно и никого не убивая без малого 800 миллионов (!) человек в год, когда-либо массово жаждали учиться в каком-нибудь УВАУ ГА, а руководство тех же знаменитых Lufthansa или American Airlines когда-либо гонялось за "лучшими в мире лётчиками" я что-то не слышал. Отдельные наши пилоты, конечно, нашли там свое место, но это исключение лишь подчеркивает правило. Так что, смотрите на советскую лётную школу объективно. Уровень же сегодняшних выпускников не соответствует уровню даже той советской школы, не говоря уж об их соответствии современным требованиям. И делаю я эти выводы не только много лет ежедневно летая с современными выпускниками российских лётных школ, но еще, как вы заметили, немного занимаясь и публицистикой, в результате имея обратную связь как от будущих, так и от действующих пилотов. Поэтому и сужу о качестве их подготовки в достаточно широких пределах. И да, оценка моя не отличается оптимизмом. Тем более сейчас, когда я летаю с иностранными коллегами, разница в уровне подготовки заметна еще больше и оценка моя еще менее оптимистична. 

Если вам не удалось в силу тех или иных причин поступить на бюджет, то готовьтесь к тому, что стоимость обучения окажется очень высокой и вполне сопоставимой со стоимостью обучения в зарубежных летных школах.

Если вы захотите впоследствии устроиться в иностранную авиакомпанию, то с российским свидетельством пилота это сделать будет проблематично ввиду того, что доблестная Росавиация, всячески борясь с оттоком квалифицированных пилотов зарубеж, пилотские свидетельства практически не валидирует с недавнего времени под разными предлогами. А в большинстве иностранных компаний такую валидацию скорее всего потребуют. Я не говорю, что валидироваться сейчас невозможно, но готовьтесь к огромным трудностям в этом деле. Закончится ли когда-то эта государственная вакханалия- неизвестно. Ну и, конечно, стоит помнить, что вчерашние выпускники российских лётных школ иностранным компаниям в чистом виде не интересны- нужные ГРАМОТНЫЕ пилоты с конкурентным уровнем знаний и навыков, даже если требования к опыту у иностранных работодателей часто относительно щадящие. 

Конечно же, я очень хочу, чтобы российская лётная школа готовила действительно конкурентоспособных и востребованных на мировом рынке пилотов, но пока к этому даже предпосылок нет. Когда появятся- вопрос не ко мне, а к "всенародно избранному" вредителю и его боярам. А пока имеем то, что имеем и другого нам пока не светит. 

Так что, обучаясь в наших лётных ВУЗах и ССУЗах вы БЕСПЛАТНО получаете пусть и хреновое, не соответствующее современным требованиям отрасли, но всё-таки лётное образование и, главное, свидетельство коммерческого пилота, открывающее вам дорогу в большую авиацию России. Но ваш профессиональный уровень и ваша конкурентоспособность, как изначально на внутреннем рынке труда, так в последствии и на мировом, будет зависеть только от уровня вашей самоподготовки. Увы, но это основной вид подготовки пилотов в РФ сегодня. Только так и никак иначе. Поступление в лётную школу сродни уходу в монастырь- я отрекаюсь от внешнего мира, фамилию мою возьмите в скобки. Я не шучу: поступая в лётный ВУЗ или ССУЗ, не успевшую начаться юность вы оставляете в прошлом и с этого момента посвящаете свою жизнь учебе в режиме 24/7/365. Берете все самое ценное, что дает вам учебное заведение, а все остальное время- усердная самоподготовка. 

Не готовы к этому? Тогда подумайте о выборе другой профессии, благо сейчас их полно и даже очень часто платят больше, чем пилотам. 

А если говорить о ПЛАТНОМ обучении в РФ, то считаю, что оно просто не стоит тех денег и гораздо целесообразнее в таком случае рассматривать учебу зарубежом, о преимуществах и недостатках которой для граждан РФ читайте ниже. 

Преимущества обучения зарубежом:

Вы получаете гораздо более широкий спектр как технических, так и не-технических знаний и навыков, необходимый для работы в современных условиях на современных воздушных судах по сравнению с российской лётной школой. Конечно, самоподготовка такде должна быть, но вам изначально зададут правильный ее вектор;

Ваше полученное образование однажды не признают нелегитимным и не лишат вас лицензии пилота без законных на то оснований, как это мы наблюдаем в РФ;

Имея европейскую или американскую лицензию пилота вы открываете себе достаточно широкие возможности для трудоустройства по всеми миру. Да, с распростертыми объятиями вас тоже не ждут нигде, однако приложив усилия и активно рассылая резюме попасть в авиакомпанию вполне возможно. И не верьте тем, кто говорит, что это не так- это неоднократно проверено и моими коллегами, и мной лично. Главное- не ленитесь и не опускайте руки, получая отказы, которых, конечно же, не избежать.

Недостаки обучения зарубежом:

Придеться временно переезжать в другую страну, арендовать жилье и нести прочие расходы, связанные со сменой страны проживания;

Обучение стоит денег. Однако, как я уже сказал, вполне сопоставимо со стоимостью обучения в РФ, даже дешевле. Но качество обучения в европейских и американских лётных школах этих денег стоит;

Большие трудности с последующим трудоустройством в авиакомпании РФ. Скорее всего, пока даже не удастся, а будущее неизвестно. Так что если вы все же планируете летать в РФ, то подумайте об этом.
⚊⚊⚊⚊⚊
Итак, имея теперь перед глазами мою развернутую позицию и позицию солидарных со мной коллег, делайте выводы сами. Резюмируя её, скажу так:

Если вы планируете работать в авиации РФ, со всеми отсюда вытекающими, то учитесь в российских государственных ВУЗах и ССУЗах и обходите стороной возможно откроющиеся когда-нибудь частные АУЦы, даже если уровень подготовки там будет выше. И помните: ваш профессиональный уровень будет зависеть только от того, сколько времени и сил вы будете уделять самоподготовке, которая должна войти в привычку еще с момента начала учебы, а ваши пеоспективы будут зависеть от отраслевой госполитики; 

Если вы планируете быть востребованным на международном рынке труда и строить карьеру в престижных авиакомпаниях, будучи востребованным во многих странах- то учитесь зарубежом и там же сразу ищите работу. И даже получив изначально качественную лётную подготовку, не забывайте о золотом правиле регулярно уделять внимание самоподготовке и повышению своих профессиональных навыков и качеств, без чего вы не будете востребованы ни в какой стране.

Изменено: 06.05.2019, 18:11

Тема: Помогите советом

Теги: обучение пилота, летчики, пилоты

Срок проставления оценок истек

Поделиться
Класснуть
Добавить комментарий (как гость)

Добавить как гость
Оставьте комментарий как гость, только перед этим ознакомьтесь с правилами ресурса. Если хотите оставлять комментарии не как гость, то зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Лучшее за 2 суток

Сейчас на сайте


Всего на сайте: 0