Умеют ли самолеты садиться автоматически?

Дата пуб.: 03.01.2019, 14:55

Автор: I. Eugenson

Кросс-пост из моего Facebook & Instagram 5 августа 2018

Ну что, драгоценные мои аэрофобы и аэроманы, соскучились вы вижу по техническим подробностям из этой вашей авиации? Ну что ж, их есть у меня! 

Вы, конечно же, знаете, что современные лайнеры настолько автоматизированы, что пилоты там нафиг не нужны и непонятно за что этим дармоедам платят такие деньги. Нажмут кнопку- самолет взлетит, нажмут другую- самолет сядет. И сидят весь полет стюардесс тискают. Вот и вся работа. Это, конечно же, далеко от реальности, но сейчас не будем развеивать эти мифы- подбросим на вентилятор в другой раз. А пока скажу лишь, что современные системы действительно позволяют существенно автоматизировать полет и, в том числе, осуществлять автоматическую посадку. 

Вот этот псто как раз и будет о ней 

Начнем с того, что автопосадка не является чем-то инновационным- самолеты давно умеют садиться сами. И хотя ее роль в некоторых ситуациях трудно переоценить, возможна она далеко не всегда и лишь при следующих условиях:

Взлетно-посадочная полоса (ВПП) аэропорта должна иметь системы точной посадки, называющиеся ILS (Instrumental Landing System) и GLS (GNSS Landing System)

Да, для автопосадки необходимо не только соответсвующее оснащение самолета, но и аэропорта. И даже если самолет имеет возможность автопосадки, но аэропорт не располагает нужным оборудованием, то автопосадка будет невозможна. А таким оборудованием аэропорта являются как раз системы ILS или GLS. 

ILS представляет собой два излучающих радиомаяка: курсовой и глиссадный. Курсовой излучает радиолучи, соответствующие направлению оси ВПП, а глиссадный лучи, соответствующие вертикальному профилю предпосадочной прямой (глиссады). Оборудование самолета, настроенное на частоту этих лучей, захватывает их и автопилот уже управляет самолетом по заданному курсу и вертикальному профилю снижения. 

 для тех, кто умеет смотреть видео- внизу ссыль на ролик про то, как это работает 

Но у ILS есть недостаток- ее лучи подвержены помехам от различных 
объектов, как например, деревья, постройки и т.п., а это снижает ее точность. Поэтому ILS сертифицируются для выполнения заходов по 3-м категориям. Отсутствие помех гарантируется по II и III категориям, но в хороших метеоусловиях, когда ILS в аэропорту работает по I-ой категории, отсутствие помех никто не гарантирует. И нужно быть очень внимательным, контролируя положение самолета и находясь в готовности к уходу на второй круг или продолжению захода вручную.

А GLS это уже более современная спутниковая система посадки, использующая GPS. Но точность GPS-навигации не столь высока и без аэропортового оборудования тоже, увы, не 
обойтись. Поэтому в районе аэропорта устанавливается специальная корректирующая станция, которая повышает точность определения координат самолета спутниками GPS до приемлемых для автоматической посадки значений. Преимущество GLS, в том, что она не подвержена помехам, как ILS, а одной корректирующей станции достаточно на несколько аэропортов. 
Однако, несмотря на преимущества, GLS пока не очень распространена Но, очевидно, что будущее все-таки именно за ней. 

Ветер, угол наклона глиссады (УНГ) и другие параметры должны соответствовать тем ограничениям, которые установил производитель для данного типа самолета

Производители самолетов накладывают ограничения на осуществление автопосадки по УНГ, по скорости встречного, попутного и бокового ветра, продольному профилю ВПП. Да, не всегда имеющаяся скорость ветра позволит осуществить автопосадку. Или, 
например, некоторые аэропорты мира имеют настолько крутой УНГ, что безопасно осуществить автопосадку невозможно. И да, далеко не все ВПП в мире идеально ровные и автопосадка на такую ВПП чревата перспективой хорошенько приложить самолет о Планету. Также производитель накладывает ограничения и на автопосадки при ряде неисправностей, например это может быть отказ одного из двигателей.

Когда мы используем автопосадку? 

Вопреки распространенному мнению, в большинстве случаев мы все же садимся вручную. Способ мы выбираем исходя из условий полета, включая вышеописанные условия, рабочей нагрузки на экипаж, политики автоматизации своей авиакомпании и т.д. А есть условия, в которых автопосадка обязательна в любом случае. Например, при погодных условиях, когда видимость составляет не менее 200 метров, а так называемая высота принятия решения о посадке (ВПР) составляет не менее 30 метров. Естественно, в более худших условиях также обязательна автопосадка. Да, не удивляйтесь, при плохой погоде безопаснее доверить посадку именно автоматике! Но некоторые авиакомпании требуют от пилотов автоматическую посадку и даже при таких погодных условиях, когда видимость не менее 300 метров, а ВПР также не менее 30. А в некоторых, при такой погоде автопосадка является лишь предпочтительным методом, но не обязательным. 

Мягко ли автопилот сажает самолет и как отличить автопосадку от ручной? 

Мы догадываемсямся, что любой пассажир считает главным мерилом нашего мастерства мягкость посадки. В реале это, конечно, отнюдь не показатель профессионализма, а иногда даже является и показателем отсутствия оного, но мы напишем об этом как-нибудь отдельно. А так, автоматика сажает самолет в целом достаточно неплохо, хотя пилот может посадить и мягче, но вот только пассажиру из салона вряд ли удастся стопроцентно точно отличить автопосадку от ручной.

Изменено: 06.05.2019, 17:45

Тема: Мои истории из жизни

Теги: посадки лайнеров, автоматическая посадка, посадка пассажирского самолета

Срок проставления оценок истек

Поделиться
Класснуть
Добавить комментарий (как гость)

Добавить как гость
Оставьте комментарий как гость, только перед этим ознакомьтесь с правилами ресурса. Если хотите оставлять комментарии не как гость, то зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Лучшее за 2 суток

Сейчас на сайте


Всего на сайте: 0